Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= доброй жизни старица, вдова или девица, обязанная печь просфоры. В древней России просфоры пекли частные лица и продавали их на рынках. Определение на это особых лиц началось с Стоглавого собора. Правило избирать в просфорни вдов чистого жития подтверждено ответами собора константинопольского 1301 года на вопросы русского митрополита Феогноста. А митрополит Киприан повелевал, чтобы просфорницами были или девственницы, или однобрачные, (Макария, митроп. моск. Истор.
рус. церкви, т. IV,
стр. 284). Актом московского собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет (
см. Акты экспед. и. I,
стр. 228). Тем же собором обращено было внимание на самочиние некоторых просфорницы, которые “приговаривали над просфорою за здравие или за упокой”, и поставлено, чтобы просфорницы не только над просфорами, но и над свечами ничего не приговаривали кроме разве молитвы Иисусовой. Их дело, говорит еще собор, состоит в том, чтобы “дорником святый крест изображать на просфорах с молитвою Иисусовой, и потом раскладывать просфоры и свечи для приходящих и приносимые от народа просфоры передавать священникам для проскомидии”. (
См. Толк. на литург. прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, еписк. костромского,
стр. 12-13).